Виды икон (полная версия)

Главикона.ру ++++-
09.02.2012

Какие бывают иконы? Классификация икон. Школы иконописи, стилистические особенности икон. Иконописные каноны и традиции.

Существует огромное количество икон. Все их можно разделить на виды по следующим основным признакам:

  • по месту нахождения;
  • по сюжету;
  • по количеству изображаемых персонажей;
  • по количеству самостоятельных композиций;
  • по объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур);
  • по стилистическим особенностям;
  • по технике исполнения;
  • по размеру;
  • по проявлению (сил и благодати Небесных)

По месту нахождения иконы делятся на:

  • домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п.;
  • храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
  • путные (дорожные);
  • выносные – иконы, участвующие в Крестном ходе;
  • обетные – икона, написанная по особому обещанию.

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата;
  • иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
  • богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников;
  • иконы святых и сил бесплотных;
  • иконы праздников и событий священной истории;
  • символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей бывают одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются:

  • ростовые иконы - изображающие персонажей в полный рост;
  • тронные иконы -полное изображение фигур восседающих на престоле;
  • поясные иконы - изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже;
  • огрудные иконы - изображение фигур в пределах линии пупа;
  • оплечные иконы - изображение фигур в пределах линии груди;
  • оглавные иконы - изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц.

Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи (по географическому признаку):

  • Новгородской;
  • Ростово-Ярославская;
  • Московской;
  • Псковской;
  • Тверской;
  • Киевская;
  • Владимиро-Суздальское;
  • Фряжская;
  • Греческая;
  • Корсунская;
  • Сербская;
  • Устюжская;
  • Костромская;
  • и т. д.

Кроме того, стилистическими особенностями выделяются иконы, выполненные знаменитыми иконописцами, такими как Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием и др., каждый из которых являлся родоначальником своей собственной школы (мастерской, окружения). Строгановская школа иконописи возникла от имени сольвычегодских купцов Строгановых -больших любителей изящного искусства.

По технике исполнения выделяют:

  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон;
  • живописные иконы, среди которых можно назвать:
      • Энкаустические

Выполненные техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

      • Темперные иконы.

Выполнялись красками, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

      • мозаические,
      • иконы, написанные в технике масляной живописи и т. д.

По размеру существует несколько характерных наименований:

  • листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь.
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

По проявлению (сил и благодати Небесных) выделяют чудотворные иконы — отмеченные необычными явлениями по типу чудотворения иконы:

  • явленные (чудесно обретёнными),
  • мироточивые (выделяющими миро);
  • целительные и т. д.

Использован материал с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Икона

Статья о разновидностях икон