Зачем нужна икона?

Главикона.ру ++++-
27.02.2012

Православный человек обращается к Богу. Как икона помогает человеку? Ее значение в жизни человека.

Икона - это источник вдохновения души.

«И сначала было Слово…» - слово рождает все. Начав со слов молитвы, мы способны идти и идти по пути, все ближе и ближе к Богу. И не важно сколько раз мы забывали молится… Постоянно, после каждого падения, встаем вновь и продолжать идти.

Моление святого Серафима перед иконой

Человек рождается, живет и умирает. Это три основных факта, как бесспорная основная аксиома, потому как это суть жизни любого человека. Меняется в жизни людей только эпохи, времена, события, декорации, персонажи, места, роли.

Этот цикл продолжается тысячелетиями. В этой бесчисленной череде появлений и исчезновений человека, встает законный вопрос «А для чего все это?»

Рано или поздно, любой человек приходит к духовному, пытаясь понять смысл жизни и ответить на самые важные в жизни вопросы. Жизнь «затягивает» своим действом, да, прям как зритель в театре увлеченный пьесой. В молодости мы думаем думать о Боге еще рано, да и некогда, ведь настали приятные минуты влюбленности. В среднем возрасте человек занят на столько делами, что заниматься духовным как он считает просто некогда. И вот приводит старость – тут уже и силы не те и желаний все меньше - где уж тут думать о Боге. В общем, жизнь такова, что существуют тысячи причин не вспоминать о Боге, и только одна причина приводит нас к Нему. Проходят годы, и часто, человек понимает, что шел не туда, что много ошибок сделал, что хотел то совсем другого.

Мы все материалисты, только лишь по тому, что каждый день нас окружает мир материальный.

Периодами, либо от сильной радости, либо от сильного горя и отчаяния, в нас возникают проблески света. Того света, который дает нам смысл существования, в котором мы видим ответы на те важные вопросы, которые мучили нас.

- Вы же помните, да, эти моменты?

Свет – это и есть то, как мы ощущаем тот мир – Мир Небес. Мы его ощущаем. Как то же ощущаем его, хотя он неуловим для наших чувств и ума. И ощущаем мы его душой, которая упивается и радуется этому Небесному Свету. Хочется расправить крылья и лететь!

Эти порывы души или голос совести, дают нам понимание того, что мир не так прост, как нам кажется, что он больше и шире, чем мы можем видеть его глазами.

Зов души, тяга к духовному - это часто и радость и печаль. Радость от того что, мы нашли куда идти, а печаль от того, что мы поняли это только сейчас, потеряв долгие годы. Точнее променяв их на бренное.

Становление на путь духовный, на возвращение к Богу, ознаменует в жизни человека новое рождение. Однако путь этот не так прост. Ежедневно мы увлекаемся обыденным, забываем о главном для чего пришли в этот Мир. Такова переменчивая суть человека – то вспоминать, то забывать, то падать, то вставать и продолжать идти. И скажем «Спасибо» Господу за те страдания что дает нам, ибо страдания эти помогают нам помнить о вечном. И восхвалим Его в благодарность тех моментов благодати, которые Он нам подарил и таким образом напомнил о себе.

Суть молитвы – это обращение к Богу. А это есть общение с Ним. Ведь обращаясь к нему словами, мы ощущаем от Него Любовь. Любовь эта вылечивает и наполняет благодатью наши «обезвоженные» страстями сердца, помогает уму выпутаться из омрачённых мыслей, пробуждает чувства ото сна, позволяя нам более чутко и остро взаимодействовать нам со своими родными и близкими, а также со всем внешним миром. Мы начинаем оживать, ощущать свет Небесный и Благодать, в минуты горя и отчаяния получаем утешение. Жизнь наполняется радостью и смыслом. К нам и к нашим родным и близким приходит радость и благополучие.

В современном мире, хоть и много людей вокруг нас, но ощущение одиночества не уходит, а наоборот, оно усиливается с каждым годом. И проблема не в том, что мы мало общаемся и говорим, проблема в том, что это одиночество – это ощущения души, заточенной в клетке, отрезанной от внешнего Божественного мира. Мы как роботы – вроде между собой взаимодействуем, но наши души не прикасаются между собой. Соединение с Богом, объединяет наш внутренний мир с внешним, с душами других людей. Мы начинаем чувствовать, что вокруг нас родное, близкое.

Некоторые люди и вещи способны нести больше божественного света, или делать так, что, когда мы глядим на них или взаимодействуем с ними, чаще вспоминаем о Боге. Одни из таких вещей – это иконы. Разве глядя на икону можно не вспомнить о Боге, о духовном? Иногда бывает мимолетный взгляд на икону способен изменить человека, вырвать его из печальных мыслей, страстных чувств, и напомнить о Вечном.

Иконы в нашей жизни – как «маятники», они светят нам и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни.

Поиск Божественного происходит не только вокруг нас. «Что внутри, то и снаружи». Икона напоминает нам о своем внутреннем мире – мире чувств, эмоций, мыслей. Тонкость внутреннего мира такова, что многие люди не могут даже ответить на вопрос «Что есть внутренний мир», потому как эта «тонкость» может быть различаема и наблюдаема более тонкими частями человека – душой и духом.

Икона способствует тому, что бы мы заглядывали внутрь себя, и искали в себе те высокие части, которые способны духовно развиваться и идти к Всевышнему.

Икона меняет человека. Человек, стоя перед иконой, может ощутить присутствие образа святого. Это может выражаться по-разному. Кто то чувствует исходящее тепло или свет, кто то ощущает взгляд святого не себе, причем взгляд может отражать разные эмоции: от скорби и укореняя, до благодатной радости и прощения.

Икона в доме (на работе) способна удержать человека от злобы и гнева, от плохих дел и поступков, вспоминая о которых ему потом может стать постыдно и о которых он потом будет жалеть.

Человек сложное существо. Помимо множества разных органов чувств, он способен воспринимать мир разными способами. Кроме слов существуют еще и образы. Восприятие мира образами более тонко, быстро и полно. Образы и символы наиболее лучше воспринимаются душой. Христианство построено таким образом, что позволяет задействовать оба способа восприятия человека для его духовного развития. Священные тексты представлены словами, а иконы – образами. Образы эти несут в себе важную составляющую для развития духовного мира человека. Традиции иконописи складывались таким образом, что отточенные веками технологии создания икон, определенные в виде канонов, позволяли создавать образы мира духовного, которые наиболее лучше воспринимались человеческой натурой.

Икона ни в коем случае не является идолом, и не правильно считать, что люди молятся иконам. Икона в православии имеет другой статус. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе в Божественному. Икона – это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе – есть почитание святого.

Как нельзя стать монахом, не находясь в монастыре, как не возможно просить Бога, не обращаясь к нему с молитвой, так и не возможно стать православным отрицая иконы и их существование. Икона – это традиция православного христианства. Отрицая иконы и недопонимая их сущность, мы тем самым разрушаем традицию, разрушаем свой путь к Богу.

Не люди делают икону, как строили Вавилонскую башню. Создание иконы – это творческий процесс, где человек (иконописец) является лишь проводником божественной воли и благодати. Кроме того, многие знаменитые старинные иконы, являлись на свет нерукотворным способом, чудесным образом. Первая икона была сотворена самим Иисусом Христом, причем не с помощью кисти и краски, а чудом, через проявление божественной силы и благодати.

Икона – это проекция мира божественного в наш мир. Люди, по существу своему, потерявшие благодать Божию, не в силах узреть Силы небесные воочию. Греховность человека, не позволяет видеть их, по причине неразвитости или отсутствия «глаз души», а тонкие миры не восприимчивы для глаз тела бренного. Вот, видимо, Господь, и решил даровать людям возможность узреть образы божественные хотя бы глазами физическими, тем самым создал икону и отдал ее людям.

Истинная молитва – это сложный и тяжелый труд. Она требует от человека мобилизацию и сосредоточения всего его существа: действа, мыслей, чувств, эмоций. Икона в этом процессе занимает важную роль, концентрируя внимание, уводит от прелестей, отводит чувства страстные, напоминает о необходимости постоянного «делания» (молитвы). Этот опыт пережит многими отцами церкви. Вспомним жизнь преподобных Серафима Саровского и Николая Чудотворца, все они свершали молитвы, стоя пред иконами.

Икона - это окно, и в тоже время дверь в мир духовный, Мир Небес. Это больше можно воспринимать символически. Наши молитвы и прошения усиливаются через «окно», когда мы обращаемся к образу святого, изображенного на иконе. Душа вновь и вновь открывает дверь в духовный мир, заглядывая туда, и понимая где есть дом ее. Силы же небесные открывают эту дверь, дабы возлиять волю свою нам, помочь, наставить на Путь истинный, ниспослать благодать.

Учение Церкви «об иконопочитании», сформулированное Седьмым Вселенским Собором гласит:

"...Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним….»

И наконец, икона связана с основным столпом православия – с Верой.

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Т.е. понимание сущности икон связано с тем, насколько мы сами Истинно Верим.

Зачем нужна икона статья